Вопрос выбора конкретного размера шины, в частности её ширины, часто становится актуальным, особенно в преддверии зимнего сезона, когда приходится менять летнюю резину на зимнюю. Какие шины лучше будут вести себя на зимних дорогах – узкие или широкие? В чём их преимущества и недоставки. Можно ли самостоятельно модернизировать автомобиль, устанавливая шины той или иной ширины?
По большому счёту, все эти вопросы можно назвать неуместными, ведь известно, что каждый автопроизводитель рекомендует ставить на свои автомобили шины конкретных типоразмеров. Они зависят от веса автомобиля, его габаритов, динамических качеств, управляемости. Причём рекомендации сформированы на основании расчётов и тестов. Список рекомендованных размеров обычно указывается в технической документации на авто и на официальных сайтах производителей. Казалась бы, чего мудрить? Достаточно открыть сайт автопороизводителя или техдокументацию, посмотреть, какие типоразмеры рекомендованы, купить шины соответствующего размеры и «переобуть» авто.
Однако многие автовладельцы, невзирая на эти рекомендации, всё-таки идут на их нарушения, пытаясь улучшить свой автомобиль путём замены колёс на нестандартные размеры. Специалисты рассказывают, к чему могут привести подобные эксперименты и можно ли на самом деле нарушать рекомендации автопроизводителя, устанавливая зимние шины других размеров и характеристик.
Что такое ширина покрышки и на что она влияет?
Ширина шины – это расстояние между её боковинами при оптимальном давлении. В самом простом случае, когда протектор и боковая часть находятся под прямым углом, измерить этот параметр просто. В этом случае ширина автошины соответствует ширине самого протектора. На шинах со скошенным краем протектора измерить ширину покрышки проблематично. В принципе, для того чтобы узнать ширину шины, никаких самостоятельных замеров делать не нужно. Достаточно лишь взглянуть на её маркировку. Например, 185/65R15. Первая цифра и есть ширина покрышки в миллиметрах. В примере она равна 185 мм.
Важно отметить, что из соображений безопасности этот параметр не должен превышать ширину диска более чем на 30%. В противном случае очень велик риск саморазбортирования со всеми вытекающими отсюда неприятными и очень опасными последствиями. В качестве ещё одного недостатка слишком широких шин можно назвать высокую вероятность получения повреждений, включая сквозные, например, при наезде на бордюр или далее при резком повороте руля.
Ширина покрышки напрямую влияет на величину контакта шины с дорожным покрытием, от которой зависят такие характеристики как устойчивость авто, особенно на дорогах со сложным рельефом, длина тормозного пути, топливный расход, комфорт во время движения.
Широкие шины зимой
В пользу широких покрышек зимой с большой площадью контакта с дорогой говорит более устойчивая езда по скользкому дорожному покрытию: гололёд, укатанный снег, а также по мокрым дорогам.
Широкая резина способствует увеличению силы трения, пропорционально увеличению пятна контакта с дорожным покрытием. Кроме того, если подсчитать количество ламелей – специальных прорезей с острыми кромками, то в широкой покрышке их значительно больше, а значит и в пятне контакта их тоже больше. Это ещё один аргумент в пользу широких шин на скользкой дороге – высокая эффективность торможения, хорошие разгонные характеристики, более чёткая реакция руля на повороты.
Кроме достоинств широкая зимняя покрышка имеет и недостатки. Во-первых, широкие колёса намного тяжелее узких, а это значит, что нагрузки на элементы и другие детали ходовой части авто значительно возрастают. Во-вторых, при скоростной езде по мокрой трассе возрастает риск возникновения эффекта аквапланирования. И наконец, стоимость широких покрышек заметно выше.
Узкие шины зимой
На многочисленных форумах при обсуждении вопроса, какие шины лучше выбирать для эксплуатации зимой – узкие и широкие, бытует мнение, что узкие предпочтительнее. Дескать, главную роль при езде по снегу играют не ламели, а способность покрышки продавливать скользкую корку. Узкая резина, которая пробивает колею, неплохо справляется с ездой по снегу и сугробам. Она гораздо лучше и более предсказуемо ведёт себя в глубокой колее. А вот на льду или укатанном снегу слишком узкие покрышки могут создавать проблемы с управлением. К другим очевидным недостаткам относятся плохая управляемость и курсовая устойчивость на высокой скорости, увеличенный тормозной путь, проблемы с разгонной динамикой.
При всех достоинствах и недостатках узких и широких шин, которые отсутствуют в списке рекомендованных автопроизводителем для конкретной модели автомобиля, самый главный минус такого выбора является тот факт, что это фактически «кот в мешке». Другие типоразмеры с конкретной моделью авто не тестировались и могут вести себя на зимней дороге не прогнозируемо. Именно поэтому специалисты категорически запрещают ставить подобные эксперименты со своим автомобилем, а главное – со своей безопасностью.