За каждой великой компанией стоит не менее великий человек, который её основал. И японская шинная корпорация Bridgestone не является исключением. Сегодня мы поговорим о её основателе – японце Сёдзиро Исибаси. Мы пройдём по следам его жизни и разберёмся, как он смог превратить семейный бизнес по производству одежды в огромную шинную корпорацию с мировым именем.
Сёдзиро Исибаси родился 1 февраля 1889 в Куруме, префектура Фукуока. Его семья занималась созданием и продажей одежды. В 1906-м году, в семнадцатилетнем возрасте, Сёдзиро Исибаси возглавил свой семейный бизнес. Список его достижений на своём посту впечатляет. Компания специализировалась на традиционных японских носках таби, создавала дзика-таби (носки с резиновой подошвой, используемые в качестве рабочей обуви), а также разрабатывала резиновую обувь. Используя полученный с продажи этих изделий капитал, Исибаси решил производить шины. В то время на территории Японии ещё не существовало компаний в этой отрасли, поэтому Сёдзиро решил занять пустеющую нишу. Он верил в будущее моторизованного транспорта в Японии. Свой шинный бренд Сёдзиро решил назвать Bridgestone. У этого названия очень интересная история. Он был назван в честь фамилии основателя – Исибаси. В японском языке иси означает «камень», а хаси (здесь произносится как баси) означает «мост». Именно так и получилось название компании на английском языке.
Самая первая шина Bridgestone была произведена 9 апреля 1930-го года. Примерно через год после выпуска первой шины, 1 марта 1931 года Сёдзиро Исибаси основал компанию Bridgestone Tire Co., Ltd. в городе Куруме префектуры Фукуока. У основателя компании было чёткое правило: Bridgestone будет заниматься производством шин исключительно по японским технологиям. Но уже в первые дни компания столкнулась со многими проблемами в области технологий, производства и продаж. Однако, это не остановило Исибаси, и компания быстро улучшила свое качество, а бизнес быстро расширился как внутри страны, так и за рубежом.
С началом Второй мировой войны по всей Японии действовали правила военного времени, в результате чего почти вся продукция компании использовалась для удовлетворения военных потребностей. Хотя в 1945-м году вооруженный конфликт закончился, Bridgestone сильно пострадал от войны и столкнулся с проблемой восстановления своей коммерческой деятельности.
Здание штаб-квартиры Bridgestone в Токио было разрушено во время бомбардировки с воздуха, и все его зарубежные активы были потеряны. К счастью, заводы в Куруме и Йокогаме уцелели, и компания смогла возобновить производство сразу после окончания войны. Компания преодолела множество препятствий и в конечном итоге вышла из войны более сильной организацией, нежели была до неё.
В 1951-м году Bridgestone стала первой компанией в Японии, начавшей продавать шины из вискозного корда, а также был начат пятилетний проект по модернизации производственных мощностей. В этом году также было открыто еще одно здание Bridgestone на территории Токио, в котором располагался музей бренда.
Уже к 1953-му году продажи превысили десять миллиардов иен, что позволило Bridgestone поднятся на первое место в шинной промышленности Японии. В 1959-м году Bridgestone начала продавать нейлоновые шины. Чтобы лучше удовлетворить потребности расширяющегося автомобильного рынка, в 1960-м году был открыт недавно построенный завод в Токио. Всё это время Сёдзиро Исибаси занимался руководством компанией.
В 1961-м была принята новая структура управления с Сёдзиро Исибаси в качестве председателя и Каничиро Исибаси в качестве президента. В рамках смены руководства компания приняла план Деминга, который включает всеобщую деятельность по контролю качества. В 1968-м году Bridgestone получила престижную премию Деминга за выдающиеся достижения в области управления качеством.
Постепенно, передав свои полномочия сыну, Сёдзиро Исибаси отошёл от дел, занявшись политикой. Но его наследие продолжало развиваться. Принципиальный подход японского руководителя к созданию шин гарантировал бренду Bridgestone отличную репутацию, которая сохраняется и до сих пор. Компания не только не ослабила хватку на шинном рынке, но и сумела достичь новых высот. И всё благодаря человеку, который в один прекрасный момент решил делать обувь для автомобилей, а не для людей.