Шипованные шины. Для чего нужны?

Поделиться:

Сколько существуют шипованные шины, столько и споров вокруг них. Одни утверждают, что шипы – это единственное спасение зимой, особенно для начинающего водителя. Другие категорически против шипов, утверждая, что езда на них довольно опасная. На самом деле правда всегда находится где-то между полярными мнениями...

Массово шипованные шины стали производится в 50-годах прошлого столетия, а шипы в них выглядели как заклёпки с внедрёнными твёрдосплавными вставками. Корпуса шипов изготавливали из стали, высота их составляла 14 мм, диаметр 9 мм, а вес – 3 г. В шестидесятых годах проводились исследования влияния шипованной резины на износ дорожного покрытия. Результаты были ошеломляющими. Износ дорожного покрытия от одного авто с шипованными шинами составлял сто пятьдесят граммов на километр. Во время борьбы за сохранения дорожного полотна масса шипов была ограничена, что вынудило производителей вести поиск новых технологий и конструкторских решений. Уже в 90-х годах шип имел высоту 11 мм, диаметр 8 мм, а вес – 1.1 г. При таких параметрах воздействие шипов на дорогу считалось более щадящим, что дало толчок к массовому производству шипованных шин.

Сегодня модели шипованной резины есть в ассортименте практически каждого производителя. Для изготовления современных шипов используется карбид вольфрама в смеси с карбидами титана и ниобия, а также различных редкоземельных добавок. Форма и конструкции шипа в каждой компании-производителя своя. Сейчас активно разрабатываются технологии для предупреждения выпадения шипов, увеличения их прочности, причём в хороших шинах шип работает в комплексе с протектором.

В целом современный шип состоит из корпуса, который служит для надёжного его удержания в протекторе на протяжение всего периода эксплуатации, и штифта – твёрдосплавной ставки для увеличения коэффициента сцепления с дорогой. А количество шипов на одной покрышке может доходить до 180 штук. Выпускаются также покрышки без шипов, но с местами для их установки на специализированном сервисе.


Езда по скользкой дороге

Работают шипованные шины на скользком дорожном покрытии следующим образом. Во время езды по льду или укатанном снегу шипы словно «вгрызаются» в поверхность дорожного покрытия, проламывая ледяную корку, обеспечивая тем самым высокий уровень сцепления, снижая длину тормозного пути и улучшая разгонные характеристики. По этим параметрам они значительно превосходят другие виды зимней резины. При этом надо понимать, что лучшей температурой эксплуатации шипованных покрышек является диапазон в пределах от 0°С до -25°С. Максимальную эффективность шипованная резины достигает при температуре порядка -4°С. Зимние тесты показывают, что при такой температуре тормозные характеристики у шипованных покрышек почти в два раза выше, чем у других видов зимней резины. При этом если температура воздуха падает ниже -25°С, то лёд на дорожном покрытии становится слишком твёрдым и шипы не могут его расколоть, поэтому перестают справляться с возложенными на них задачами.

В более тёплую погоду, например, 0°С и выше код колёсами автомобиля образуется снежная каша, слякоть, грязь. Они «забивают» протектор, и эффективность работы шипов снижается. Это же наблюдается при езде по рыхлому снегу, который ещё не успел покрыться ледяной коркой. Это самые коварные условия, когда сцепные свойства любой зимней резины крайне низкие. Правда, справедливости ради следует отметить, что и в таких условиях шипованная резина немного превосходит фрикционную. Это превосходство незначительное, но может оказаться спасительным, когда речь идёт о безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.


Езда по сухим или мокрым дорогам

Эффективность шипованных шин на сухом или мокром асфальте по сравнению с фрикционным шинами ниже порядка на 10-15%, а это уже существенная разница. Дело в том что, во-первых, площадь контакта с дорожным покрытием у шипованной резины гораздо меньше, чем у фрикционной, а во-вторых, если сравнивать коэффициент трения у пар «асфальт-металл» и «асфальт-резина», то у первой пары он значительно ниже. Всё это означает, что на сухом или мокром асфальте автомобиль с шипованными шинами при экстренном торможении прокатиться «лишние» метры. Особо опасна езда на шипованной резине по трамвайным путям, которые находятся на одном уровне с проезжей частью. В это время возникает ещё одна пара трения – «металл-металл», а это ещё больше снижает точность управления. Автомобиль в этом случае вяло реагирует на нажатие педали тормоза, или вообще его сносит в сторону при торможении.

Все указанные недостатки в некоторых моделях современных зимних шин сведены к минимуму. Современные технологии позволяют выпускать шины с шипами, которые могут утапливаться в протектор. Существуют технологии защиты шипов от чрезмерного износа. Это позволяет сделать вывод о том, что тягово-сцепные характеристики и прогнозируемость управления зависят, в том числе от качества шипованной покрышки и технологиях, которые использовались при её изготовлении, поэтому всё индивидуально.


Правила эксплуатации шипованной резины

Основные правила эксплуатации шипованных шин сводятся к необходимости их обкатки, соблюдения особого скоростного режима и стиля вождения.

Обкатка является обязательным мероприятием правильной эксплуатации шипованной резины. Она должна длиться от 500 до 1000 км. При этом ограничение скорости составляет до 60 км/ч. Нельзя делать резких манёвров и разгонов. Обязательно надо постоянно контролировать давление в шинах.

После того как проведена обкатка, скоростной режим можно увеличить, но при этом следует перед поворотами снижать скорость, тормозить заранее, не совершать резких перестроений и других манёвров, избегать спортивного стиля езды. Лучше ездить плавно и размеренно. Как говорят, «тише едешь – дальше будешь».

02000, Украина, Киев, Киев, ул. Садовая 70-110 (Авторынок Жуляны)
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий