В современном мире сложно представить автомобиль зимой без соответствующих сезону шин. Однако так было не всегда. Было время, когда автомобили комплектовались одним единственным комплектом летних шин и водители были вынуждены ездить на них в течение всего года. Стоит ли говорить о том, что это было непрактично и небезопасно? Вследствие этого в какой-то момент производители покрышек озадачились созданием шин для езды зимой. Но в какой именно момент это произошло? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Вообще, принято считать, что первая шина, пригодная для эксплуатации при низких температурах, появилась в 1934-м году на территории Финляндии. Оно и не удивительно, ведь на территории этого государства снег на дорогах лежит практически круглый год, а лёд на проежджей части не является редкостью. Вследствие этого местные исследователи модернизировали состав резиновой смеси таким образом, чтобы он сохранял эластичность на морозе, вследствие чего шина бы обеспечивала лучшее сцепление с дорогой на снегу и льду. Однако если покопаться в истории, то можно узнать о патентах, которые предрекали появление зимней шины задолго до того, как её создали.
В 1896-м году инженер Эрнест Брюнер подал патент на создание велосипедных покрышек, предназначенных для езды по льду. Инновация заключалась в создании на поверхности шины некоего подобия протекторного рисунка: со множественными прорезями, которые бы цеплялись за скользкую поверхность. В те годы даже такая скромная модернизация шины могла бы дать неимоверный результат по сравнению с обычными шинами. В 1910-м году свет увидело ещё одно изобретение, которое помогало улучшать сцепление на зимних дорогах. Оно представляло собой сеть кожаных плетённых ремней, которыми нужно было обматывать поверхность шины. Позднее это изобретение превратилось в цепи противоскольжения, которые появились в свободной продаже в 1912-м году и которые пользуются спросом до сих пор.
Ещё через какое-то время после этого два американских брата с фамилией Шеннон придумали способ как ещё сильнее улучшить показатель сцепления между шиной и дорогой в суровых зимних условиях. Для этого они внедрили в конструкцию покрышки металлические шипы, которые на несколько миллиметров выступали над поверхностью. Это был первый опыт создания шипованных шин, о которых мы вам уже рассказывали в соответствующей статье на нашем сайте.
Тогда почему же все говорят о том, что финны создали первую зимнюю шину? Всё из-за компании Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö, которая спустя годы превратилась в Nokian Tyres. В 1934-м году была создана покрышка Kelirengas, предназначенная для эксплуатации на грузовом транспорте. Почему именно на грузовом? Потому что в то время для перевозки людей активнее использовался конный транспорт, в то время как для перевозки грузов требовались большие автомобили. Ну а когда стало ясно, что количество легковых автомобилей неумолимо растёт, была создана уменьшенная копия этой покрышки. Так в 1936-м году появилась первая в истории Hakkapeliitta. Протектор этой шины получил сплошные поперечные блоки угловатой формы. Дороги чистили нерегулярно, и главная задача таких шин была в том, чтобы хорошо «прогрызать» глубокий снег.
Однако в этой истории все почему-то забывают такую компанию как Michelin. И ведь совершенно напрасно, ведь французский шинный гигант также учувствовал в гонке по созданию зимних шин. Более того, именно он и был первым, хоть и не обрёл поначалу такой популярности. Модель Michelin N стала первой шиной, при проектировании которой использовались выступающие боковые блоки, усиливающие сцепление с дорожной поверхностью. Более того, именно компания Michelin первой начала использовать ламели на своих шинах для улучшения сцепления с дорогой. Сначала они появились исключительно на летней модели Michelin Stop в 1934-м году, затем на улучшенной версии Michelin Pilot в 1937-м и наконец на Michelin X в 1949-м. Автолюбителям так понравилась технология ламелирования шин, что производитель задумался над выпуском универсальных шин, которые будут актуальны и зимой, и летом. Именно так на свет появилась первая всесезонная модель Michelin XH, которая отличалась зигзагообразным ламелированием и наличием посадочных гнёзд для шипов противоскольжения.
И в этой гонке протекторных рисунков и инноваций как-то затерялось самое главное: а кто же создал состав резиновой смеси для зимних шин? Кто придумал рецепт, который не дубеет при низких температурах? К сожалению, слишком много людей учувствовало в этом соревновании, поэтому имя гения доподлинно неизвестно. Просто в какой-то момент шины для зимнего сезона начали создавать из смеси, в состав которой входят большое количество натурального каучука, оксид кремния и различные натуральные масла, обладающие водоотталкивающими свойствами. Но кем бы ни был этот человек, сейчас каждый автомобилист должен быть ему благодарен за эластичные зимние шины, благодаря которым езда по заснеженным и оледенелым дорогам является такой приятной и безопасной.
Как видите, история создания первой зимней шины очень увлекательная и интересная. Она наполнена стремлением тысяч людей сделать мир более удобным и безопасным для приходящих поколений. Все они старались для того, чтобы мы сейчас могли без проблем выбрать себе зимнюю резину для автомобиля среди сотен различных брендов со всего мира.