Каждая уважающая себя шинная компания хочет максимизировать производство своей продукции. Они строят заводы, налаживают поставки сырья по выгодным ценам и оптимизируют производство. Все для того, чтобы максимизировать прибыль от выпущенных покрышек. Однако был в истории один человек, который пошел дальше других. Человек, который построил целый город для того, чтобы максимально оперативно изготовлять автомобильные шины. Интригует, не так ли? Что ж, давайте окунемся в историю и познакомимся с городком, который называется Фордландия.
В основе всего лежит идея
В 20-х годах прошлого столетия компания Ford Motor Company очень хотела перестать зависеть от британской монополии на поставку каучука, который в большинстве своем использовался для создания автомобильных шин. Генри Форду пришла в голову гениальная идея: а что если построить целый город неподалеку от источника добычи сырья. Тогда не пришлось бы иметь дело с британцами и можно было бы получать каучук лишь для своих собственных целей. В качестве места для реализации задуманного довольно долго рассматривалась центральная Америка, однако скоро предприниматель получил информацию о нахождении каучуковых деревьев возле Амазонки, что в корне изменило его планы. Город было решено создать в Бразилии.
Переговоры с руководством страны прошли достаточно успешно и довольно скоро Генри Форд подписал выгодный контракт, получив в свое распоряжение участок площадью около 10 тысяч квадратных километров. Соглашение освобождало Ford Motor Company от налогов на экспорт товаров, произведенных в Бразилии, в обмен на 9% прибыли в бюджет страны. Это полностью устраивало предпринимателя, поэтому он принялся строить город.
Крах с самого начала
Работы на этом участке начались в 1926-м году при участии компании Companhia Ford Industrial do Brasil. Однако сразу же на горизонте появились первые проблемы. На пути быстрой работе стали плохая логистика и болезни, поразившие рабочих, которые заболели желтой лихорадкой и малярией. К тому же в районе не было дорог, поэтому туда можно было попасть только по реке Тапажос. Стоит ли говорить, что это существенно затрудняло доставку материалов и провизии? Думаем, нет. Однако работа шла. Город был разделен на две зоны. В разных его частях проживали бразильские рабочие и американские менеджеры. Для последних были построены типичные американские дома, а также больница, школа, библиотека и отель. В городе также был бассейн, детская площадка и поле для гольфа. После завершения работ город наконец-то получил свое название - Фордландия.
Теперь пришло время делать то, для чего он был построен. Для поиска рабочих было открыто несколько офисов в бразильских городах Белен и Манаус. На обещания хорошей заработной платы откликнулись жители близлежащих штатов. Стандартный рабочий день сборщика каучука начинался очень рано, около пяти утра, и заканчивался в полдень. Все из-за специфики работы с материалом. Дело в том, что при более низких температурах каучук концентрируется в нижних частях дерева, а при повышении температуры в течение дня распространяется по дереву, делая добычу менее эффективной. Плантация была разделена на участки, и каждый работник был закреплен за своей зоной работы. Такое разделение было введено для того, чтобы рабочие не могли последовательно вырубать одни и те же деревья.
В городе действовал строгий свод правил, установленный менеджерами. Алкоголь, женщины, табак и даже футбол были запрещены, в том числе и в собственных домах рабочих. Инспекторы (американские менеджеры) ходили по домам, чтобы проверить, насколько организованы дома, и обеспечить соблюдение этих правил. К тому же, у Генри Форда было свое видение ""правильной диеты"" для работников, из-за чего он навязывал бразильцам коричневый рис, цельнозерновой хлеб, консервированные персики и овсянку. Конечно что бразильцев угнетало такое отношение. Незнакомая еда, жилье в американском стиле и другие ограничения как минимум не нравились. Кроме того, рабочие чувствовали, что с ними обращаются бесчеловечно - их заставляют работать в середине дня под тропическим солнцем. Они часто отказывались работать из-за страха, что они подвергнутся жаре и влажности тропических лесов Амазонки.
Однако, была и другая проблема, которая тоже сыграла свою роль в упадке городка. Ни один из менеджеров Форда не обладал необходимыми знаниями в области тропического сельского хозяйства. В дикой природе каучуковые деревья растут отдельно друг от друга, обеспечивая защиту от чумы и болезней, часто растут рядом с более крупными деревьями других видов для дополнительной поддержки. Однако в Фордландии деревья были посажены близко друг к другу на плантациях и стали легкой добычей для фитофтороза, муравьев Саува, кружевных жуков, красных пауков и листовых гусениц. Все эти вредители и бактерии уничтожали деревья, не давая того количества каучука, на которое рассчитывала компания.
Очень скоро все эти проблемы начали давать свой негативный результат. Компания поняла, что проект не оправдал надежд. В 2009-м году американское издание National Public Radio выпустило огромную статью об этом городке и заявило, что ни одна капля каучука из Фордландии никогда не попадала на автомобиль Ford. Куда он девался? Одному Форду известно. В 1934-м году Фордландия была покинута компанией Ford Motor Company и проект был перенесен ниже по течению реки, где существовали лучшие условия для выращивания каучука. И, возможно, все бы и наладилось, однако в 1945-м году был разработан синтетический каучук, что снизило мировой спрос на натуральный каучук. Инвестиционные возможности Форда сразу исчерпались, поскольку резина для шин Форда не производилась, и второй город также был заброшен. В 1945-м году внук Генри Форда Генри Форд II продал территорию, включающую оба города, обратно бразильскому правительству с убытками более 20 миллионов долларов США (что эквивалентно 338 миллионам в 2023-м году). А самое обидное в этой ситуации то, что, несмотря на огромные инвестиции и многочисленные приглашения, Генри Форд так и не посетил ни один из созданных собственной компанией городов.
Дальнейшая история вплоть до сегодняшнего дня
В период с 1950-х по конец 1970-х годов, после того как права на эти земли были возвращены, бразильское правительство через Министерство сельского хозяйства построило в этом районе несколько объектов. Дома, принадлежавшие когда-то собирателям каучука Форда, затем были переданы семьям сотрудников министерства, потомки которых до сих пор сохраняют право собственности на них.
До второй половины 2000-х годов в городе проживало около 90 человек. В этом районе не предоставлялось никаких базовых услуг, а медицинская помощь прибывала только на лодке через большие промежутки времени. Ситуация изменилась, когда люди, которые искали жилье, решили вернуться в город, ведь нуждались в крыше над головой. По состоянию на 2017-й год в городе, который сейчас является районом Авейру, проживает около 3000 человек.
Этот невероятно амбициозный проект Генри Форда мог войти в историю как прекрасный пример идеи, которая принесла пользу всему миру. Но куча различных факторов и незнание особенностей климата и работы с сырьем сделали свое дело. По состоянию на 2024-й год Фордландия остается в истории лишь как пример того, что не всегда идея, какой бы хорошей она ни была, дает результат.