Он был рождён в одно время с автоматическими аппаратами для дойки коров и дизельными двигателями. Он умел проглатывать гвозди и подковы, курить гигантские сигары и соблазнять женский пол и всё-таки дожил до нашего времени. Ему уже более 120 лет, а он всё такой же неунывающий и даже помолодевший.
Речь о странном человечке, состоявшим из автомобильных шин с руками и ногами, которого зовут Бибендум. Именно этот «шинный человек» является больше, чем логотипом признанного мирового лидера в сфере производства шин, компании Michelin. Он её символ и неотъемлемая часть, которая является олицетворением этого всемирно известного бренда.
Идея создания такого по большому счёту странного символа принадлежит самим основателям компании братьям Мишлен. Во время выставки, проходившей в Лионе в 1894 году, где один из стендов принадлежал Michelin, они обратили внимание на стопку сложенных на полу автомобильных шин. В то время компания выпускала множество шин различного назначения. Это были покрышки для автомобилей, кресел колясок, велосипедов, тачек. Все образцы продукции были сложена в две пирамиды – одна состояла и тех шин, размеры которых были побольше, а другая, уложенная сверху, – из покрышек размерами поменьше. Все шины были белого цвета, потому что чёрные в то время ещё не производились, и в стопке напоминали человека...
Через четыре года состоялась встреча Анрэ Мишлена с известным в то время французским карикатуристом, которого звали Мариус Россилон, более известным в широких кругах как O'Galop. Карикатурист продемонстрировал свой плакат, изначально нарисованный для одной из мюнхенских пивоварен. На нём был изображён важный Гамбринус – легендарный король, который считается изобретателем пивоварения. Он поднимал бокал с пенным напитком и предлагал своим друзьям, таким же пропойцам, выпить. Большой лозунг на плакате написан на латыни «Nunc est bibendum», что означает «Время выпить». Считается, что эти слова являются цитатой из оды Горация.
Анрэ Мишлен сразу вспомнил стопку шин с выставки и предложил художнику немного переделать плакат, надев на Гамбринуса шины. Художник так и сделал, а для придания человеку-мишлену больше тематической направленности кружку с пивом заменил на большой бокал с гвоздями, осколками стекла и другим мусором, которым изобиловали в те времена дороги. Новый образ человека из шин, проглатывающего мусор и различные неровности дорог, говорил о том, что шинам производства Michelin, несмотря на многочисленные опасности дорог, всё нипочём. Они крепкие и надёжные.
Слоганом компании того времени были слова: «Шины Michelin глотают все препятствия!». Сидящих за столом двух выпивох художник тоже превратил в шинных человечков, но в отличие от Бибендума, они были изображены в сдувшимися виде, точно так же как и автошины конкурентов. Современники того времени с лёгкостью узнавали в одном из них известного шинного производителя Джона Данлопа – одного из основных конкурентов Michelin.
Так родился рекламный образ фирмы. Вначале шинного человека называли «Мишленовским человеком» – MichelinMan, а со временем его стали называть по надписи на плакате Bibendum, ведь мало, кто понимал, что оставшаяся надпись, предназначенная для пивоварни, означала «напиток».
Надо сказать, что Бибендум за свою историю прошёл длинный путь эволюции. На первых рекламных плакатах компании он был представлен богатым, солидным и даже можно сказать брутальным человеком, каким является типичный представитель буржуа того времени. Он был достаточно большого роста и состоял из соединённых велосипедных шин. На его носу красовался лорнет, изо рта торчала зажжённая дорогая сигара, а на пальце сиял перстень внушительного размера. Всем своим видом этот символ демонстрировал солидность и респектабельность покупателей шин, ведь позволить себе приобрести автомобиль могли лишь очень богатые люди. Тем не менее, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков этот символ получил прозвище «дорожный пьяница».
В начале двадцатых годов, когда автомобили стали более доступными и количество их на проезжей части возросло, стал меняться и образ самого Бибендума. Теперь он представал в рекламе в виде некого помощника водителей, который готов прийти им на помощь в любой ситуации, где бы ни случились неприятности в дороге. В то время художники изображали его уже без привычных очков и сигары. Он раскидывал шины всем попавшим в неприятность владельцам авто. С течением времени шинный человек стал менее брутальным, ведь основная цель компании тех лет заключалась в необходимости завоевать симпатию максимально широкой целевой аудитории.
В 50-х годах пришлого столетия Бибендум стал более округлым, в 80-х – стал бегать, а в конце 90-х – уменьшился в размерах. В наши дни он нередко представлен в виде мультяшного персонажа. При этом цель остаётся прежней – делиться «запасками» с попавшими в неприятность автовладельцами. Он борется с гололёдом, снежными заносами, с неблагоприятным воздействием на автошины плохих дорог. Бибендум всегда в первых рядах борцов за экологию. Он ведёт непримиримую борьбу за безопасность, делая акцент на аккуратной езде и необходимости поддержания авто в исправном техническом состоянии с указанием на применение правильных шин.
Как говорит историк дизайна Алек Вэйл, когда персонаж превращается в настоящую икону, то уже не важно, как он выглядит, ведь он уже часть компании и будет жить так же долго как сам бренд Michelin.