Шины уже давно стали неотъемлемой частью многих сфер жизнедеятельности. Они используются не только на автомобилях, но и на огромном количестве другой техники. Вы даже не задумываетесь об этом, но шины также присутствуют на велосипедах, самолётах и даже на технике, которая используется в космосе. Однако могли ли вы себе представить, что покрышки могут использоваться на поездах метрополитена? А они используются, при чём очень давно. Сегодня мы расскажем вам удивительную историю шин для поездов метро.
История эксплуатации шин в метро
В 1929-м году Андре Мишлен ехал в спальном вагоне поезда и никак не мог уснуть из-за шума и тряски. В этот момент ему пришла в голову идея: "Почему бы не установить шины на вагоны поезда?". В результате компания Michelin разработала специальную шину с направляющим кольцом, которая могла выдерживать большие нагрузки и двигаться по узким поверхностям. Это нововведение привело к созданию железнодорожного вагона на резиновых шинах. 10 сентября 1931-го года состоялся первый рейс прототипа между Парижем и Довилем, который продемонстрировал комфорт, легкость и скорость этой инновации. Технология оказалась настолько универсальной, что её стали внедрять по всему миру.
По состоянию на сегодняшний день метрополитены таких городов, как Монреаль, Мехико, Сантьяго, Париж, Лион и Марсель, используют систему, где резиновые шины сочетаются с обычными железнодорожными рельсами. В Лилле, Тулузе, Ренне и Турине метрополитен полностью функционирует на резиновых колесах, без рельсового пути, хотя для направления движения используются направляющие рельсы. В некоторых странах, например, в Корее и Японии, используется один направляющий рельс для контроля движения поездов на резиновом ходу.
Преимущества использования шин в метро
У использования этой технологии есть множество преимуществ, вследствие чего её и ценят по всему миру. Во-первых, пневматические шины обеспечивают более плавное движение, избавляя от вибраций, присущих традиционным рельсовым поездам, что делает поездку гораздо комфортнее для пассажиров. Во-вторых, за счет меньшего трения и отсутствия жесткого контакта с рельсами снижается износ оборудования, что уменьшает риск аварий. Ну и, в-третьих, пневматические шины позволяют прокладывать более сложные и изогнутые маршруты, что дает больше возможностей для проектирования и расширения транспортных сетей.
Недостатки использования шин в метро
Однако, ничто не идеально, поэтому у этой системы также есть и несколько недостатков. Первый из них – это более высокий расход энергии из-за увеличенного трения пневматических шин. Также стоит отметить меньший срок службы шин в сравнении с металлическими колёсами, что приводит к более частой замене и повышенным затратам на обслуживание. Также, несмотря на плавность хода, резиновые шины могут скрипеть при поворотах, создавая шум, сопоставимый с металлическими колесами. И последнее, но немаловажное: в условиях снега или дождя преимущества резиновых шин теряются. Именно по этой причине все линии Монреальского метро расположены под землей.
В перспективе развитие технологий может помочь преодолеть некоторые из этих недостатков, например, снизить энергозатраты или повысить срок службы шин. Однако выбор между пневматическими шинами и традиционными стальными колесами должен быть основан на конкретных потребностях и условиях эксплуатации метрополитена. В результате каждая система должна учитывать свои уникальные факторы для принятия оптимального решения.